



Диагностический материал по работе с обучающимися
Диагностический материал для работы в период адаптации учащихся 5х, 10-х классов
1. Э. М. Александровская. Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе.
Цель: Изучение эффективности учебной деятельности, усвоения школьных норм поведения, эмоционального благополучия школьника (для педагогов 1-5 классов). (скачать)
2. А.В. Фурман. Методика изучения личностной адаптированности школьников.
Цель: Определение уровня личностной адаптированности обучающихся с опорой на его отношение к школе, семье, окружающим и самому себе (обучающиеся 10-14 лет). (скачать)
3. Б.Н. Филлипс. Методика диагностики уровня школьной тревожности.
Цель: Диагностика тревожности, связанной со школой: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в успехе, страх самовыражения, страхи в отношениях с учителями и др. (обучающиеся 9 – 15 лет). (скачать)
4. Г.Н. Казанцева. Опросник «Изучение общей самооценки».
Цель: Определение уровня самооценки обучающихся: низкий, средний или высокий уровень самооценки (обучающиеся 10-14 лет). (скачать)
5. Дж. Морено. Методика «Социометрия».
Цель: Изучение внутригрупповых взаимодействий между учениками класса, индекса сплоченности группы, статуса и роли каждого обучающегося в школьном коллективе (обучающиеся 11-17 лет). (скачать)
6. Д. Лампен (адаптация Пономаренко Л.П.). Проективная методика «Дерево». Цель: Исследование школьной мотивации, позиции ребенка в классе, его эмоционального и психического самочувствия (обучающиеся 7-12 лет). (скачать)
Цель: Изучение эффективности учебной деятельности, усвоения школьных норм поведения, эмоционального благополучия школьника (для педагогов 1-5 классов). (скачать)
2. А.В. Фурман. Методика изучения личностной адаптированности школьников.
Цель: Определение уровня личностной адаптированности обучающихся с опорой на его отношение к школе, семье, окружающим и самому себе (обучающиеся 10-14 лет). (скачать)
3. Б.Н. Филлипс. Методика диагностики уровня школьной тревожности.
Цель: Диагностика тревожности, связанной со школой: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в успехе, страх самовыражения, страхи в отношениях с учителями и др. (обучающиеся 9 – 15 лет). (скачать)
4. Г.Н. Казанцева. Опросник «Изучение общей самооценки».
Цель: Определение уровня самооценки обучающихся: низкий, средний или высокий уровень самооценки (обучающиеся 10-14 лет). (скачать)
5. Дж. Морено. Методика «Социометрия».
Цель: Изучение внутригрупповых взаимодействий между учениками класса, индекса сплоченности группы, статуса и роли каждого обучающегося в школьном коллективе (обучающиеся 11-17 лет). (скачать)
6. Д. Лампен (адаптация Пономаренко Л.П.). Проективная методика «Дерево». Цель: Исследование школьной мотивации, позиции ребенка в классе, его эмоционального и психического самочувствия (обучающиеся 7-12 лет). (скачать)
7. К. Роджерс, Р. Даймонд. Методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА).
Цель: Выявление особенностей адаптационного периода: показатели «адаптация», «самопринятие», «принятие других», «эмоциональная комфортность» и др. (обучающиеся 9–17 лет). (скачать)
8. Дж. Тейлор (адаптация Т.А. Немчина). Методика измерения уровня тревожности.
Цель: Измерение уровня тревожности в школе (обучающиеся 13-17 лет). (скачать)
9. В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников Опросник «САН» (самочувствие, активность, настроение).
Цель: Диагностика степени активности, утомления (самочувствия), характеристики эмоционального состояния (настроения)обучающихся (обучающиеся с 14 лет). (скачать)
Цель: Выявление особенностей адаптационного периода: показатели «адаптация», «самопринятие», «принятие других», «эмоциональная комфортность» и др. (обучающиеся 9–17 лет). (скачать)
8. Дж. Тейлор (адаптация Т.А. Немчина). Методика измерения уровня тревожности.
Цель: Измерение уровня тревожности в школе (обучающиеся 13-17 лет). (скачать)
9. В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников Опросник «САН» (самочувствие, активность, настроение).
Цель: Диагностика степени активности, утомления (самочувствия), характеристики эмоционального состояния (настроения)обучающихся (обучающиеся с 14 лет). (скачать)
10. В.В. Бойко. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов. Цель: Изучение проявления эмоций, умения управлять эмоциями и желания сближаться с людьми на эмоциональной основе (обучающиеся 14–17 лет. (скачать)
Диагностический материал для определения мотивации учебной деятельности
1. Н. Г. Лусканова. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации».
Цель: Оценка степени адаптации к обучению в школе на основе показателей мотивации: отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию (обучающиеся 6-11 лет). (скачать)
Цель: Оценка степени адаптации к обучению в школе на основе показателей мотивации: отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию (обучающиеся 6-11 лет). (скачать)
2. М.В. Матюхина (в модификации Н.Ц. Бадмаевой). Диагностика учебной мотивации школьников. Цель: Диагностика ведущих мотивов: долга и ответственности, достижения успеха, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, престижа, избегания неудачи, творческой самореализации и др. (обучающиеся с 11 лет и старше). (скачать)
3. А.А. Реан Опросник «Мотивация». Цель: Диагностика позитивной (надежда на успех) и негативной (боязнь неудачи) мотивации в учебной деятельности (обучающиеся 13-17 лет).(скачать)
4. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние.
Цель: Изучение уровня сформированности мотивационной сферы подростков (обучающиеся 11-12 лет). (скачать)
Цель: Изучение уровня сформированности мотивационной сферы подростков (обучающиеся 11-12 лет). (скачать)
5. М.Р. Гинзбург. Методика определения мотивов учения.
Цель: Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива (7 - 11 лет). (скачать)
6. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. Методика изучения мотивации обучения старшеклассников.
Цель: Методика изучения мотивации в обучении старшеклассников. (скачать)
7. Опросник «Учебная мотивация школьников» (модифицированная методика Н.Ц. Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной).
Цель: выявить наличие мотива и составить представление о реализации деятельности педагога ОУ по формированию мотивационной сферы учащегося (для обучающихся с 11 лет и старше). (скачать)
Цель: Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива (7 - 11 лет). (скачать)
6. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. Методика изучения мотивации обучения старшеклассников.
Цель: Методика изучения мотивации в обучении старшеклассников. (скачать)
7. Опросник «Учебная мотивация школьников» (модифицированная методика Н.Ц. Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной).
Цель: выявить наличие мотива и составить представление о реализации деятельности педагога ОУ по формированию мотивационной сферы учащегося (для обучающихся с 11 лет и старше). (скачать)
Диагностический материал для выявления предпосылок развития девиантного поведения
1. Р.В. Овчарова. Экспертная диагностика социально-педагогической запущенности детей. Цель: в основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом и психологом. Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений (для начальных классов). (скачать)
2. А. Н. Орел. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП). Цель: предлагаемая методика (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения (для подростков 14–17 лет). (скачать)
3. Опросники Т. Ахенбаха (для родителей и учителей).
Цель: исследования особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы, эффективным представляется метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать родители, педагоги, другие взрослые лица, непосредственно включенные в социальное взаимодействие с детьми и подростками. В основе метода лежит наблюдение за нерегламентированным поведением детей. Предполагается, что достаточный опыт взаимодействия с ними позволит эксперту достаточно объективно классифицировать и оценить отдельные проявления поведения. (для детей и подростков от 4 до 15 лет) (скачать)
4. В. Кук, Д. Медлей. "Шкала враждебности".
Цель: методика предназначена для диагностики склонности к враждебному и агрессивному поведению, может использоваться как для самодиагностики, так и в работе психолога для определения склонности испытуемого к агрессивному поведению при социальных контактах (в деловом и межличностном общении), (предназначена для исследования подростков от 13 лет и взрослых). (скачать)
Цель: исследования особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы, эффективным представляется метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать родители, педагоги, другие взрослые лица, непосредственно включенные в социальное взаимодействие с детьми и подростками. В основе метода лежит наблюдение за нерегламентированным поведением детей. Предполагается, что достаточный опыт взаимодействия с ними позволит эксперту достаточно объективно классифицировать и оценить отдельные проявления поведения. (для детей и подростков от 4 до 15 лет) (скачать)
4. В. Кук, Д. Медлей. "Шкала враждебности".
Цель: методика предназначена для диагностики склонности к враждебному и агрессивному поведению, может использоваться как для самодиагностики, так и в работе психолога для определения склонности испытуемого к агрессивному поведению при социальных контактах (в деловом и межличностном общении), (предназначена для исследования подростков от 13 лет и взрослых). (скачать)
5. Э. Е. Вагнер. «Тест руки» (Hand test, тест руки Вагнера). Цель: проективная методика исследования личности, диагностика агрессивности среди взрослых и детей, а также прогнозирование склонности к «открытому агрессивному поведению», в том числе и сексуальному (применяется для обследования детей дошкольного и школьного возраста, начиная с 5 лет. Для взрослых испытуемых методика адаптирована Т. Н. Курбатовой и предназначена с 16 лет). (скачать)
Диагностический материал для оценки характерологических особенностей
1. К. Леонгард, Х. Шмишек. Методика определения акцентуации характера.
Цель: выявление типа акцентуации характера в детском и подростковом возрасте. (скачать)
3. Методика диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина".
Цель: позволяет определить выраженность 13 («чертовой дюжины») акцентуаций характера, (обучающиеся с 10 лет). (скачать)
4. Г. Айзенк. Опросник EPQ.
Цель: изучение индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма (данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет). (скачать)
5. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В).
Цель: опросник FPI предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения (FPI предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше). (скачать)
6. Дж. Бук. Тест «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ).
Цель: оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции, а также получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности (данную проективную методику можно использовать с 5 лет). (скачать)
7. М.З. Дукаревич. Тест «Несуществующее животное».
Цель: разобраться в внутреннем мире человека, когда он сам не может или не желает о нём рассказать. С помощью методики можно определить уровень самооценки, степень развития, склонности к агрессивному поведению, депрессивным состояниям, степень общительности и творческий потенциал. проективная методика, которая помогает изучить личностные особенности, (тест универсален и подходит как для детей старшего дошкольного возраста, так и для взрослых). (скачать)
8. К. Томас. Тест для определения стратегий поведения в конфликте.
Цель: методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. (данную методику можно использовать с 7 лет). (скачать)
9. А. Басса, А. Дарки. Методика диагностики показателей и форм агрессии.
Цель: методика позволяет оценить агрессивные и враждебные реакций, а также её скрытые проявления, включая враждебность, раздражительность и чувство вины (данную методику можно использовать от 14 лет и старше). (скачать)
10. Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений (вариант метода Сакса-Сиднея).
Цель: предназначен для исследования конфликтности подростков, (разработан для детей в возрасте от 11 до 17 лет). (скачать)
Цель: выявление типа акцентуации характера в детском и подростковом возрасте. (скачать)
3. Методика диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина".
Цель: позволяет определить выраженность 13 («чертовой дюжины») акцентуаций характера, (обучающиеся с 10 лет). (скачать)
4. Г. Айзенк. Опросник EPQ.
Цель: изучение индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма (данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет). (скачать)
5. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В).
Цель: опросник FPI предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения (FPI предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше). (скачать)
6. Дж. Бук. Тест «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ).
Цель: оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции, а также получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности (данную проективную методику можно использовать с 5 лет). (скачать)
7. М.З. Дукаревич. Тест «Несуществующее животное».
Цель: разобраться в внутреннем мире человека, когда он сам не может или не желает о нём рассказать. С помощью методики можно определить уровень самооценки, степень развития, склонности к агрессивному поведению, депрессивным состояниям, степень общительности и творческий потенциал. проективная методика, которая помогает изучить личностные особенности, (тест универсален и подходит как для детей старшего дошкольного возраста, так и для взрослых). (скачать)
8. К. Томас. Тест для определения стратегий поведения в конфликте.
Цель: методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. (данную методику можно использовать с 7 лет). (скачать)
9. А. Басса, А. Дарки. Методика диагностики показателей и форм агрессии.
Цель: методика позволяет оценить агрессивные и враждебные реакций, а также её скрытые проявления, включая враждебность, раздражительность и чувство вины (данную методику можно использовать от 14 лет и старше). (скачать)
10. Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений (вариант метода Сакса-Сиднея).
Цель: предназначен для исследования конфликтности подростков, (разработан для детей в возрасте от 11 до 17 лет). (скачать)
11. Т. И. Пашукова. «Тест эгоцентрических ассоциаций» (ЭАТ).
Цель: диагностика эгоцентризма у подростков и старших школьников (предназначена для подростков 13-14 лет). (скачать)
12. С.А. Будасси Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки».
Цель: количественное выражение уровня самооценки определяется с помощью коэффициента ранговой корреляции. Этот показатель отражает связь между представлениями человека о «Я-идеальном» и «Я-реальном» (тест может применяться с раннего возраста, в том числе у детей старшего дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста от 6 до 16 лет). (скачать)
Цель: диагностика эгоцентризма у подростков и старших школьников (предназначена для подростков 13-14 лет). (скачать)
12. С.А. Будасси Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки».
Цель: количественное выражение уровня самооценки определяется с помощью коэффициента ранговой корреляции. Этот показатель отражает связь между представлениями человека о «Я-идеальном» и «Я-реальном» (тест может применяться с раннего возраста, в том числе у детей старшего дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста от 6 до 16 лет). (скачать)
13. С. М. Петрова. Методика «Пословицы».
Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе (методика ориентирована на средних и старших школьников). (скачать)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе (методика ориентирована на средних и старших школьников). (скачать)
14. Р. Кеттелла. Многофакторный личностный опросник (детский вариант).
Цель: оценка индивидуально-психологических особенностей личности (предназначенный для детей от 8– 12 лет). (скачать)
Цель: оценка индивидуально-психологических особенностей личности (предназначенный для детей от 8– 12 лет). (скачать)
15. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
Цель: выявление сформированности самооценки школьника (предназначено для школьников, начиная с 10 лет). (скачать)
Цель: выявление сформированности самооценки школьника (предназначено для школьников, начиная с 10 лет). (скачать)
16. А.Личко. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО).
Цель: предназначен для определения типов акцентуации характера и типов психопатий у подростков в возрасте 14–18 лет. (скачать)
17. Р. Бернс. Методика «Автопортрет» (модифицирована Е. С. Романовой и С. Ф. Потёмкиной).
Цель: проективная методика позволяет выявить индивидуально-типологические особенности человека, его представления о себе, внешности, внутреннем мире. Эта проективная методика предполагает, что автопортрет — изображение человека, созданное им самим, — отражает бессознательные эмоциональные компоненты личности, самооценку, актуальное состояние и другие аспекты (может быть использована для диагностики личности подростков от 15–16 лет). (скачать)
18. Методика проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем».
Цель: выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации (может использоваться с детьми старшего дошкольного возраста). (скачать)
19. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Б. Кудзилов. Проективная методика «Дождь в сказочной стране».
Цель: выявление эмоционального реагирования человека на действие символического стрессогенного фактора, в этом случае — дождя. Методика исследует способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам (может использоваться с 10 лет). (скачать)
Цель: предназначен для определения типов акцентуации характера и типов психопатий у подростков в возрасте 14–18 лет. (скачать)
17. Р. Бернс. Методика «Автопортрет» (модифицирована Е. С. Романовой и С. Ф. Потёмкиной).
Цель: проективная методика позволяет выявить индивидуально-типологические особенности человека, его представления о себе, внешности, внутреннем мире. Эта проективная методика предполагает, что автопортрет — изображение человека, созданное им самим, — отражает бессознательные эмоциональные компоненты личности, самооценку, актуальное состояние и другие аспекты (может быть использована для диагностики личности подростков от 15–16 лет). (скачать)
18. Методика проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем».
Цель: выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации (может использоваться с детьми старшего дошкольного возраста). (скачать)
19. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Б. Кудзилов. Проективная методика «Дождь в сказочной стране».
Цель: выявление эмоционального реагирования человека на действие символического стрессогенного фактора, в этом случае — дождя. Методика исследует способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам (может использоваться с 10 лет). (скачать)
20. Ю.М. Орлов. Шкала оценки потребности в достижениях. (Тест-опросник «Потребность в достижении цели»).
Цель: показывает наличие установки на достижение и уровень потребности личности в достижении цели и успеха (тест предназначен для подростков и юношей 14–17 лет). (скачать)
21. Н.Я. Семаго. «Эмоциональные лица».
Цель: оценить возможность адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания, а также соотнести эмоции с личными переживаниями ребёнка (используется для работы с детьми от 3 х- до 11-12 лет). (скачать)
22. Г. Мюррей, К. Морган. Тематический апперцептивный тест (ТАТ).
Цель: проективной психодиагностической методики используется для исследования движущих сил личности: внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов (ТАТ применяется для взрослых, начиная с 18 лет, и для подростков — с 14 лет). (скачать)
Цель: показывает наличие установки на достижение и уровень потребности личности в достижении цели и успеха (тест предназначен для подростков и юношей 14–17 лет). (скачать)
21. Н.Я. Семаго. «Эмоциональные лица».
Цель: оценить возможность адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания, а также соотнести эмоции с личными переживаниями ребёнка (используется для работы с детьми от 3 х- до 11-12 лет). (скачать)
22. Г. Мюррей, К. Морган. Тематический апперцептивный тест (ТАТ).
Цель: проективной психодиагностической методики используется для исследования движущих сил личности: внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов (ТАТ применяется для взрослых, начиная с 18 лет, и для подростков — с 14 лет). (скачать)
Диагностический материал для выявления эмоциональных состояний, стрессовых ситуаций и их преодоления
1. Г. Айзенк. Тест «Самооценка психических состояний».
Цель: тест предназначен для диагностики психических состояний личности. Определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющих на формирование суицидальных наклонностей, (адаптирован к подростковому возрасту, в частности к периоду 16–17 лет). (скачать)
2. Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН).
Цель: тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. (САН подходит для использования с младшего школьного возраста и далее). (скачать)
3. Дж. Тейлор. Личностная шкала проявлений тревоги
Цель: методика предназначена для измерения уровня тревожности (предназначена для людей старше 16 лет). (скачать)
4. Т. А. Немчин. Методика для определения вероятности развития стресса.
Цель: методика определяет склонность к развитию стресса (предназначена для людей старше 14 лет). (скачать)
5. Р. Плутчик, Г. Келлерман. Методика для оценки психологических защит.
Цель: диагностика механизмов психологической защиты, выявление ведущих и основных механизмов, а также оценка степени напряжённости каждого из них (предназначена для применения от 14 лет и выше). (скачать)
6. Э. Хайм. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий.
Цель: предназначена для изучения индивидуального стиля совладения со стрессом (предназначена для подростков с 11 лет и старше). (скачать)
7. А.Т. Бек. Шкала депрессии (версия для подростков).
Цель: выявление симптомов депрессии и определение степени их выраженности (предназначена для подростков от 13 лет и старше). (скачать)
8. О. Кондаш. Шкалы социально-ситуативной тревоги.
Цель: выявление разных видов тревожности у подростков: школьной, самооценочной и межличностной, вызванной общением со сверстниками (методика предназначена для школьников от 12 - 17 лет). (скачать)
Цель: тест предназначен для диагностики психических состояний личности. Определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющих на формирование суицидальных наклонностей, (адаптирован к подростковому возрасту, в частности к периоду 16–17 лет). (скачать)
2. Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН).
Цель: тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. (САН подходит для использования с младшего школьного возраста и далее). (скачать)
3. Дж. Тейлор. Личностная шкала проявлений тревоги
Цель: методика предназначена для измерения уровня тревожности (предназначена для людей старше 16 лет). (скачать)
4. Т. А. Немчин. Методика для определения вероятности развития стресса.
Цель: методика определяет склонность к развитию стресса (предназначена для людей старше 14 лет). (скачать)
5. Р. Плутчик, Г. Келлерман. Методика для оценки психологических защит.
Цель: диагностика механизмов психологической защиты, выявление ведущих и основных механизмов, а также оценка степени напряжённости каждого из них (предназначена для применения от 14 лет и выше). (скачать)
6. Э. Хайм. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий.
Цель: предназначена для изучения индивидуального стиля совладения со стрессом (предназначена для подростков с 11 лет и старше). (скачать)
7. А.Т. Бек. Шкала депрессии (версия для подростков).
Цель: выявление симптомов депрессии и определение степени их выраженности (предназначена для подростков от 13 лет и старше). (скачать)
8. О. Кондаш. Шкалы социально-ситуативной тревоги.
Цель: выявление разных видов тревожности у подростков: школьной, самооценочной и межличностной, вызванной общением со сверстниками (методика предназначена для школьников от 12 - 17 лет). (скачать)
9. Е.В. Романова, Т.И. Сытько. Методика «Человек под дождём».
Цель: предназначена для диагностики силы эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации и противостоять им (целесообразно проводить с детьми начальной школы не младше 9 лет). (скачать)
Цель: предназначена для диагностики силы эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации и противостоять им (целесообразно проводить с детьми начальной школы не младше 9 лет). (скачать)
10. Б.К. Пашнева. Методика «12 животных» Б.К. Пашнева.
Цель: выявление типа акцентуаций личности. С помощью этого проективного теста можно определить характерологические и поведенческие стратегии человека, а также его внутренние конфликты. (скачать)
Цель: выявление типа акцентуаций личности. С помощью этого проективного теста можно определить характерологические и поведенческие стратегии человека, а также его внутренние конфликты. (скачать)
11. Ч.Д. Спилберг. Ю.Л. Ханин. Шкала самооценки уровня тревожности.
Цель: позволяет оценить ситуативную (реактивную) тревожность как состояние и личностную тревожность, как черту личности (применяется для лиц в возрасте от 16 лет). (скачать)
Цель: позволяет оценить ситуативную (реактивную) тревожность как состояние и личностную тревожность, как черту личности (применяется для лиц в возрасте от 16 лет). (скачать)
12. М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова, М. Г. Сорокова. Шкала реагирования на неопределенность.
Цель: Шкала реагирования на неопределенность поможет узнать:
• насколько стрессовой для человека является ситуация неопределенности;
• готов ли человек к переменам в жизни;
• способы, которые человек чаще всего используешь при столкновении с ситуациями перемен или неопределенности (эмоциональные и/или когнитивные).
Эмоциональные реакции на неопределенность предполагают опасения, тревогу, страхи, волнения, потерянность, что способствует недостаточному принятию неопределенности и снижению ресурсов для преодоления. Когнитивные реакции на неопределенность — это потенциал тщательного планирования и контроля над ситуацией неопределенности, а также умения обдумывать свои действия для ее преодоления. Готовность к переменам и неопределенности — это интерес к получению нового полезного опыта, отношение к этому опыту не как проблеме, а как к задаче, требующей решения. В этом случае перемены воспринимаются, как повод научиться чему-то новому, а возможность любых перемен воспринимается человеком как стимул для преодоления. Такой человек испытывает азарт, вдохновение и легко адаптируется к изменениям, (предназначена для подростков 12–18 лет). (скачать)
Цель: Шкала реагирования на неопределенность поможет узнать:
• насколько стрессовой для человека является ситуация неопределенности;
• готов ли человек к переменам в жизни;
• способы, которые человек чаще всего используешь при столкновении с ситуациями перемен или неопределенности (эмоциональные и/или когнитивные).
Эмоциональные реакции на неопределенность предполагают опасения, тревогу, страхи, волнения, потерянность, что способствует недостаточному принятию неопределенности и снижению ресурсов для преодоления. Когнитивные реакции на неопределенность — это потенциал тщательного планирования и контроля над ситуацией неопределенности, а также умения обдумывать свои действия для ее преодоления. Готовность к переменам и неопределенности — это интерес к получению нового полезного опыта, отношение к этому опыту не как проблеме, а как к задаче, требующей решения. В этом случае перемены воспринимаются, как повод научиться чему-то новому, а возможность любых перемен воспринимается человеком как стимул для преодоления. Такой человек испытывает азарт, вдохновение и легко адаптируется к изменениям, (предназначена для подростков 12–18 лет). (скачать)
Диагностический материал для выявления уровня социально-психологической адаптации, межличностных отношений и представлений о себе
1. Т. Лири. Методика диагностики межличностных отношений.
Цель: предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке, (данную методику можно использовать с 10 лет). (скачать)
2. А.В. Фурман. Методика определения личностной адаптированности ученика к внешнему и внутреннему миру.
Цель: определение уровня личностной адаптированности обучающихся с опорой на его отношение школе, семье, окружающим и самому себе (данную методику можно использовать с 10-14 лет). (скачать)
3. В. Михала. Детская методика «Завершение предложения».
Цель: проективная методика исследования личности, она направлена на диагностику отношения ребёнка к родителям, братьям, сёстрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний (может применяться с любого возраста, так как тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимания ребёнка). (скачать)
4. Л. Михельсон в модификации Ю.З. Гильбуха. Опросник «Определение стратегии поведения детей и подростков в различных ситуациях взаимодействия» (методика «Коммуникативные умения»). Цель: определение стратегий поведения школьников в ситуациях межличностного взаимодействия. Методика выявляет преобладание одной из стратегий поведения: агрессивного, пассивного (зависимого) или уверенного (ассертивного) поведения на основе сформированности коммуникативных навыков (обучающихся 8-11 лет, подросткового и юношеского возраста 11-18 лет). (скачать)
Цель: предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке, (данную методику можно использовать с 10 лет). (скачать)
2. А.В. Фурман. Методика определения личностной адаптированности ученика к внешнему и внутреннему миру.
Цель: определение уровня личностной адаптированности обучающихся с опорой на его отношение школе, семье, окружающим и самому себе (данную методику можно использовать с 10-14 лет). (скачать)
3. В. Михала. Детская методика «Завершение предложения».
Цель: проективная методика исследования личности, она направлена на диагностику отношения ребёнка к родителям, братьям, сёстрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний (может применяться с любого возраста, так как тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимания ребёнка). (скачать)
4. Л. Михельсон в модификации Ю.З. Гильбуха. Опросник «Определение стратегии поведения детей и подростков в различных ситуациях взаимодействия» (методика «Коммуникативные умения»). Цель: определение стратегий поведения школьников в ситуациях межличностного взаимодействия. Методика выявляет преобладание одной из стратегий поведения: агрессивного, пассивного (зависимого) или уверенного (ассертивного) поведения на основе сформированности коммуникативных навыков (обучающихся 8-11 лет, подросткового и юношеского возраста 11-18 лет). (скачать)
5. В. Стефенсон. Методика «Q-сортировка».
Цель: изучение представлений испытуемого о себе. Может быть также использована для определения «идеального Я» индивида или его представлений о том, каким его видят другие, (данную методику можно использовать с 9 лет).(скачать)
6. В. Шутц. Модифицированный вариант опросника межличностных отношений (ОМО).
Цель: методика предназначена для диагностики особенностей межличностных отношений личности, (методика в модификации Г. Р. Хузеевой предназначена для детей 5–10 лет (скачать), методика в модификации А.А. Рукавишникова для исследования подростков и взрослых(скачать)).
7. К. Роджерс, Р. Даймонд. Методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА).
Цель: Выявление особенностей адаптационного периода: показатели «адаптация», «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность» и др. (обучающиеся 9–17 лет). (скачать)
Цель: изучение представлений испытуемого о себе. Может быть также использована для определения «идеального Я» индивида или его представлений о том, каким его видят другие, (данную методику можно использовать с 9 лет).(скачать)
6. В. Шутц. Модифицированный вариант опросника межличностных отношений (ОМО).
Цель: методика предназначена для диагностики особенностей межличностных отношений личности, (методика в модификации Г. Р. Хузеевой предназначена для детей 5–10 лет (скачать), методика в модификации А.А. Рукавишникова для исследования подростков и взрослых(скачать)).
7. К. Роджерс, Р. Даймонд. Методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА).
Цель: Выявление особенностей адаптационного периода: показатели «адаптация», «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность» и др. (обучающиеся 9–17 лет). (скачать)
8. М. Кун, Т. Макпартленд: модификация В. В. Лазуриной. «Кто Я?».
Цель: предназначена для диагностики сформированности Я-концепции и самоотношения. Выявить, насколько у человека сформированы представления о себе, как он себя воспринимает. (скачать)
9. М. Рокич. Тест «Ценностные ориентации личности».
Цель: направлен на выявление ценностно-мотивационной сферы человека. Он позволяет определить отношение личности к себе, к миру, к окружающим, а также выяснить основные жизненные принципы и приоритеты (рассчитан на людей от 14 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам). (скачать)
Цель: предназначена для диагностики сформированности Я-концепции и самоотношения. Выявить, насколько у человека сформированы представления о себе, как он себя воспринимает. (скачать)
9. М. Рокич. Тест «Ценностные ориентации личности».
Цель: направлен на выявление ценностно-мотивационной сферы человека. Он позволяет определить отношение личности к себе, к миру, к окружающим, а также выяснить основные жизненные принципы и приоритеты (рассчитан на людей от 14 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам). (скачать)
10. Л. Кольберг. Методика оценки уровня развития морального сознания с использованием дилемм.
Цель: определить уровень нравственного развития респондента. Для этого интервьюер использует моральные дилеммы, сформулированные в форме рассказов о ситуациях, где герою предстоит сделать моральный выбор (чаще всего для работы с детьми используют возраст 11–15 лет). (скачать)
11. Д. Кроуна, Д. Марлоу. Шкала оценки потребности в одобрении.
Цель: позволяет определить косвенную меру потребности человека в одобрении со стороны других людей, диагностика самооценки мотивации одобрения и социальной желательности (применяется для исследования старшеклассников, в большинстве случаев — в возрасте от 15 до 18 лет). (скачать)
12. Т. Элерса. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач.
Цель: методика основана на теории о балансе двух ведущих мотивов личности — мотиве к достижению успеха и мотиве к избеганию неудачи. Считается, что соотношение этих мотивов определяет поведение человека при встрече с препятствиями к достижению цели (применяется в подростковом возрасте, в частности у учащихся старших классов). (скачать)
13. О. Ф. Потемкина. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере.
Цель: позволяет диагностировать степень выраженности и взаимосвязь между собой социально-психологических установок у отдельной личности или группы людей (применяется для изучения установок подростков, в том числе в возрасте 13–14 лет). (скачать)
14. С. Розенцвейг. Детский вариант методики «Фрустрационный тест».
Цель: предназначен для выявления эмоциональных стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях и прогнозирования поведения в межличностном взаимодействии (возрастной диапазон: от 6 до 12 лет). (скачать)
15. В. В. Бойко. «Диагностика уровня эмпатических способностей».
Цель методики диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко — оценить умение сопереживать и понимать мысли и чувства другого человека.
Возможно, имелась в виду методика (предназначенная для обследования детей с 8 лет). (скачать)
16. Н. Я. Семаго. Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребёнка «СОМОР».
Цель: оценить субъективное представление ребёнка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своём месте в системе значимых для ребёнка социальных взаимодействий. (скачать)
Цель: определить уровень нравственного развития респондента. Для этого интервьюер использует моральные дилеммы, сформулированные в форме рассказов о ситуациях, где герою предстоит сделать моральный выбор (чаще всего для работы с детьми используют возраст 11–15 лет). (скачать)
11. Д. Кроуна, Д. Марлоу. Шкала оценки потребности в одобрении.
Цель: позволяет определить косвенную меру потребности человека в одобрении со стороны других людей, диагностика самооценки мотивации одобрения и социальной желательности (применяется для исследования старшеклассников, в большинстве случаев — в возрасте от 15 до 18 лет). (скачать)
12. Т. Элерса. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач.
Цель: методика основана на теории о балансе двух ведущих мотивов личности — мотиве к достижению успеха и мотиве к избеганию неудачи. Считается, что соотношение этих мотивов определяет поведение человека при встрече с препятствиями к достижению цели (применяется в подростковом возрасте, в частности у учащихся старших классов). (скачать)
13. О. Ф. Потемкина. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере.
Цель: позволяет диагностировать степень выраженности и взаимосвязь между собой социально-психологических установок у отдельной личности или группы людей (применяется для изучения установок подростков, в том числе в возрасте 13–14 лет). (скачать)
14. С. Розенцвейг. Детский вариант методики «Фрустрационный тест».
Цель: предназначен для выявления эмоциональных стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях и прогнозирования поведения в межличностном взаимодействии (возрастной диапазон: от 6 до 12 лет). (скачать)
15. В. В. Бойко. «Диагностика уровня эмпатических способностей».
Цель методики диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко — оценить умение сопереживать и понимать мысли и чувства другого человека.
Возможно, имелась в виду методика (предназначенная для обследования детей с 8 лет). (скачать)
16. Н. Я. Семаго. Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребёнка «СОМОР».
Цель: оценить субъективное представление ребёнка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своём месте в системе значимых для ребёнка социальных взаимодействий. (скачать)
17. М.А. Одинцова; Н.П. Радчикова. «Шкала настойчивости для подростков».
Цель: методика позволяет обнаружить, насколько человек настойчив в достижении своих целей и в преодолении трудностей, а также характерно ли для него проявление неуместной настойчивости (бессмысленности и бесполезности затрачиваемых усилий), (предназначена для подростков 12–18 лет, взрослые от 18 лет). (скачать)
Цель: методика позволяет обнаружить, насколько человек настойчив в достижении своих целей и в преодолении трудностей, а также характерно ли для него проявление неуместной настойчивости (бессмысленности и бесполезности затрачиваемых усилий), (предназначена для подростков 12–18 лет, взрослые от 18 лет). (скачать)
18. М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова, Л. А. Александрова. Методика самоактивации личности.
Цель: Методика направлена на изучение самостоятельности, физической и психологической активности личности, предназначена для подростков от 14 лет). (скачать)
Цель: Методика направлена на изучение самостоятельности, физической и психологической активности личности, предназначена для подростков от 14 лет). (скачать)
Диагностический материал для проведения обследования обучающихся в ходе реализации
муниципальной программы «Развитие жизнеспособности обучающихся в общеобразовательных организациях г. Новосибирска» ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
4-7 классы
1. Тест жизнестойкости (С. Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой) (скачать)
2. Шкала реагирования на неопределенность (М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова, М. Г. Сорокова) (скачать)
3. Тест витальности (Г.В. Резапкина). (скачать)
8-11 классы
1. Тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев). (скачать)
Диагностический материал для проведения обследования обучающихся в ходе реализации
муниципальной программы «Развитие жизнеспособности обучающихся в общеобразовательных организациях г. Новосибирска» ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
2. Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в деловом общении и конфликтных ситуациях. С 14 до 18 лет. (Л. И. Чернышева). (скачать)